Одна нота
может изменить симфонию

Интервью с судьями Про-Ам турниров Аленой Вагановой, Павлом Маловым и Дмитрием Дивцовым

 

Интервью с судьями турниров Про-Ам Аленой Вагановой, Павлом Маловым и Дмитрием Дивцовым

АП: Как Вы судите Сколаршип и Синглы (и есть ли разница в судействе этих двух категорий): пару в целом, по Про партнеру, по ученице? Вопрос в том не как по правилам, мы все их читали, а как по факту взгляд падает?

Алена: Лично я, за то время, что сужу турниры Про-Ам для себя выработала привычку оценивать по ученице(ку) и в Синглах, и в Сколаршип. На мой взгляд это наиболее объективно. За исключением тех турниров, где непосредственно главный судья просит оценивать пары.

Павел: Оценивая выступления в категориях Single dance и Scholarship приоритет отдаю Am и между двумя этими категориями не делаю особенных различий в судействе. Конечно, уровень подготовки Pro имеет большое значение, ведь с помощью Pro партнер/партнерша могут показать более качественный, наполненный и красивый танец.

Дмитрий: Оценивая Синглы и Сколар не делаю различий в оценке. Но имею различный взгляд на разные программы: в латине однозначно оцениваю Ам, уровень ее/его мастерства и умение взаимодействовать с партнером, в стандарте уровень Про, все-таки играет, для меня, важную, но не решающую роль.

АП: Не секрет, что Ам, танцующие Сколаршип, тренируются не меньше профессиональных спортсменов. Для Вас Про-Ам это хобби или спорт? 

Алена: Безусловно Про-Ам, в первую очередь -это хобби! Но то, как участницы(ки) этого движения относятся к своему развитию, к своей физической и профессиональной подготовке, к своему внешнему виду на паркете и многим другим аспектам, вызывает огромное уважение и восхищение! В этом смысле, это абсолютно профессиональный подход!

Павел: Лично для меня, любой тренировочный процесс - это конечно же огромный труд над собой, то есть спорт в чистом виде. Что касается Pro-Am в России, мне бы хотелось видеть данное движение больше как хобби, чтобы оно приносило максимум удовольствия и позитива от самого тренировочного процесса, общения, а не от результата. А спортивная составляющая оставалась бы в зале и на турнирах, в качестве поддержания тела и духа в тонусе, ведения здорового образа жизни.

Дмитрий: Я бы хотел, чтобы Про-Ам в России был хобби и приносил удовольствие и позитив, а результаты для выступающих были вторичны. Хороший результат – это хорошо, но доброе общение и хорошие отношения важнее.

АП: Про-Ам трэки иногда не превышают 50 секунд. Техника техникой, но как Про-Ам паре выделиться на паркете, чтобы завладеть вниманием судьи?

Алена: На мой взгляд 50 секунд на танец - это неприемлемо для регламента проведения турнира, так как это негативно сказывается на качестве судейства в целом.  Но даже в этих условиях, если речь идет об отборочных турах, в первую очередь, в следующий тур «у меня» пройдут пары, выделяющиеся своим гармоничным видом: внешний вид, техника, тактичное поведение на паркете. Если мне придётся оценивать так «быстро» в финале, то на первый план выйдет безусловно техника и качество танца.

Павел: Любая пара, выходящая на танцевальный паркет, должна отличаться своим стилем, как в танце, так и во внешнем виде. Костюмы и сочетание их у партнеров, прически и макияж партнерши, все играет важную роль в восприятии дуэта. Пара должна быть индивидуальна и даже самобытна. Пара может выделяться уровнем подготовки, ощущением танца, музыки, взаимодействием между партнерами.

Дмитрий: В любом виде спорта и искусства и иных, чтобы привлечь взгляд оценивающего нужно иметь индивидуальный образ. В частности, в танцах – это прежде всего костюмы, а также прическа, макияж и, что не мало важно, представление пары. Ну и технический аспект, зависящий от опыта партнера – выбор места на площадке.

АП: Поделитесь, пожалуйста, самой забавной или курьезной историей Вашего судейского опыта в Про-Ам.

Алена: К сожалению или к радости, таких случаев пока не было.smiley

Павел: Очень забавно наблюдать старающихся фотографов, которые пытаются запечатлеть отличный кадр выступающих на паркете. Однажды один фотограф настолько увлекся процессом, что улегся и буквально полз по паркету в ногах у нескольких арбитров, в том числе и у меня, стараясь поймать желанный кадр. Необычная и забавная ситуация.smiley Надеюсь, фотографии вышли отменные и сейчас висят в рамочках у наших прекрасных Am.

Дмитрий: В активе имею забавную историю не из судейства Про-Ам, а из организации конкурса для Про-Ам: в 2017 году, организовывая конкурс Про-Ам в отеле, выкупил для Про-Ам пар номера с люксового этажа Президентского и Представительского классов. И в помещении, которое было предназначено для переодевания дам прямо в центре номера стояла большая, круглая ванна-джакузи. Это вызвало немало улыбок у участниц.smiley

АП: Каковы критерия судейства Про-Ам пар по порядку их значимости – музыкальность, взаимодействие, совместность, тайминг, флоркрафт, позиция, баланс, внешний вид и т.д.? Отличаются ли критерии либо их важность от судейства спортивных пар?

Алена: Критерии оценки никоим образом не отличаются в конкурсах Про-Ам или на спортивных турнирах. Последовательность критериев так же не особо важна. Я оцениваю по совокупности всех критериев. И вот как раз у кого этих совокупностей больше, те пары и впереди для меня.

Павел: Каждый критерий оценки очень важен и арбитр, оценивая пару, должен воспринимать их все в совокупности. Оценивая Pro-Am дуэты, обычно выделяю несколько самых, на мой взгляд, важных критерия. Обычно это музыкальность, тайминг и правильная геометрия. Но судья всегда сравнивает танцоров на паркете «здесь и сейчас», принимает решение в каждом конкретном случае, поэтому и оценки могут быть разными от турнира к турниру. В этом и заключается соревновательный момент.

Дмитрий: Критерии отличаются прежде всего тем, что в Про-Ам стараюсь пристально оценивать Ам. Оценивая, стараюсь просмотреть многие критерии, выделю 3 самых важных в каждой из программ:

Стандарт: музыкальность, взаимодействие с партнером/партнершей, работа стоп (внизу сразу видно, кто большую часть времени работает над формой верха в паре);

Латина: тайминг/музыкальность, пластика/координация, работа ног: стопы, колени.

АП: Насколько внешний вид партнера  Про влияет на Вашу оценку, например если он выйдет без загара, без прически и др.?

Алена: Внешний вид имеет очень большое значение. Это - если хотите, визитная карточка танцора. Его отношение к своему делу, отражение его вкуса, стиля. Это одинаково важно и для партнёра Про и для студентки. Если он не считает нужным сделать конкурсную прическу, а предпочитает выглядеть как на практике, то и отношение автоматически будет такое же. Но, как я уже говорила ранее, я стараюсь оценивать студентку(а), поэтому на мою оценку это не повлияет. Я лишь посочувствую ей, что её Учитель не так серьёзно относится к своему делу, как возможно стоило бы. Хотя, это моё субъективное мнение. Загар - это менее обязательная опция для партнёра. Мой взгляд это никак не смущает. Тем более никак не повлияет на результат.

Павел: Эстетическое восприятие пары зависит от обоих партнеров в дуэте несомненно. Считаю, что неопрятный внешний вид, по любым причинам, является своего рода неуважительным отношением к своей партнерше/партнеру, арбитрам, зрителям и самому мероприятию. Но не одна, самая красивая обертка не спрячет огрехов и некачественного исполнения.

Дмитрий: При прочих равных повлияет на принятие решения. Если же его/ее Ам танцуют очень качественно и при этом Про, например, партнер в стандарте, танцует в жилетке, то оценю Ам по достоинству, сравнивая с другими Ам, не взирая на костюм Про. Если же Про выходит, например партнер, не бритый и не опрятный, то это, на мой взгляд будет проявлением неуважения к Ам, к судьям и для меня это негативно скажется на восприятие танца пары.

АП: Какой образ на Ваш взгляд должна донести партнерша? Нравятся ли Вам партнерши в брючных костюмах и в стандарте, и в латине?

Алена: Каждая партнёрша - это в первую очередь Женщина, с ее вкусом и индивидуальным стилем. Поэтому и костюм должен гармонировать с ее внутренним миром, отражать ее индивидуальность. Не важно платье это или брюки, если это стильно, пропорционально смотрится - это хорошо. Но на мой взгляд костюм у партнерши обязательно должен гармонировать и с партнёром, ведь когда пара создает единый образ на паркете - это однозначно выигрышней и для пары в целом, и для партнёрши в частности.

Павел: Каждая партнерша, несомненно, индивидуальна. Задача дизайнера и мастера, создающего образ дамы, подчеркнуть все достоинства и возможно завуалировать имеющиеся недостатки. Брючные костюмы в обеих программах встречал на паркете неоднократно. Некоторые выглядели весьма эффектно и элегантно, а другие, увы, не произвели должного впечатления.

Дмитрий: Каждый образ индивидуален. В частности, брючный костюм для меня допустим, если он помогает Ам раскрыться лучше, чем в традиционном платье.

АП: Как вы относитесь к парам Про-Ам Джуниор, когда взрослые мужчины учителя танцуют с маленькими девочками? Большинству Ам на турнире это «режет глаз», и девушки просто выходят из зала…

Алена: Скажу честно - отношусь негативно.

Павел: Будучи арбитром на международных соревнованиях не раз оценивал такие выступления. Понимаю, что не каждый юный танцор может найти себе пару, но хочет развиваться. Выступления в паре со своим педагогом дает шанс выйти на паркет, на публику, перешагнуть через свои страхи. Свою точку зрения на детский  Pro-Am изменил, оценивая турниры в Англии и Италии. Знаю много случаев, когда дети впоследствии вставали в пары и успешно продолжали свою танцевальную карьеру.

Дмитрий: Отношусь к этому явлению, как к одному из видов бизнеса. Но каждый раз искренне не понимаю, почему эти дети не хотят попробовать выступить в обычных соревнованиях.

АП: Какое впечатление и ощущение хочет испытать судья от увиденного танца?

Алена: Я хочу испытать удовольствие от увиденного. И так же хочу видеть в танцующих удовольствие от того, что они делают на паркете. Невероятно трудно смотреть, а уж тем более оценивать танцоров, которые «мучаются» на паркете. Безусловно, за кажущейся лёгкостью стоит огромная физическая и эмоциональная работа, но именно эта лёгкость, радость, удовольствие всегда «цепляют» моё внимание и вызывают симпатию.

Павел: Только положительное.

Дмитрий: Не могу говорить за других судей, я же, оценивая Про-Ам, хочу быть приятно удивлен.

АП: Что для Вас будет ценнее, кого просудите лучше – пару, у которой простая вариация, но станцована чисто, без грязи, или пара со сложными фигурами в хореографии, но станцованы они не вполне crystal clear?

Алена: Первый вариант.

Павел: Для меня лично, чистота исполнения будет в приоритете по сравнению со сложными и перекрученными вариациями. Задача арбитра сравнивать пары, и баланс в хореографии между  основными фигурами и эффектными сложными элементами должен быть соблюден.

Дмитрий: Однозначного ответа нет, потому что базовые фигуры могут быть довольно сложными в исполнении, а «накрученные вариации» не такими уж накрученными. Все решается в моменте танца. Более импонирую качественной «базе», чем грязным витиеватостям.

АП: Вы считаете нужно выделить отдельную категорию для Ам бывших спортсменок?

Алена: Не считаю это целесообразным. Помимо бывших спортсменок – бальниц (как я поняла, в вопросе речь идёт именно о них), есть бывшие балерины, гимнастки, танцовщицы народного, эстрадного и других видов танца. Все они не хуже бывших спортсменок - бальниц владеют своим телом. И таких Амочек очень много. В итоге, как делать «фильтр», по какому принципу?

Павел: Для более справедливого результата, считаю это верным. Но каждый случай индивидуален. Не каждая Am, занимавшаяся в детстве танцами, может показать танец лучше, чем дама, которая начала заниматься с нуля.

Дмитрий: С точки зрения чистоты результатов – да. Но на 99% уверен, что это не реально.

АП: Практика брать уроки у судей перешла из спорта в Про-Ам, вы считаете, нужно делать турниры Про-Ам «Судьи без своих пар»?

Алена: Такое название я считаю полной подменой понятий. Ведь что считать своими парами или своими судьями? Если ты официально танцуешь за какой-то клуб и тренера (судью) - это понятно, можно проконтролировать. Но зачастую, у тебя плюс к официальному тренеру (судье) ещё есть много других учителей (судей), для кого ты по сути своя пара! И ведь, если такие специалисты будут стоять в судейской линейке, то это уже не конкурс «Судьи без своих пар»! Рекламный ход для турнира? Скорее всего. Отфильтровать судей, которые не работают с парами – практически нереально, да и зачем? На мой взгляд организаторам необходимо заботиться о том, чтобы формировать судейскую линейку на турнире из специалистов высочайшего уровня, людей, репутация и профессионализм которых не вызывают вопросов. Я знаю массу примеров, когда такие Судьи на первую ступень в своей оценке ставят мастерство пар, не взирая на то, что есть и свои пары на паркете. Нередко бывает, что в результате «чужие» выше по оценкам, чем «свои». Поэтому отвечая на вопрос – нужны ли в Про-Ам турниры «Судьи без своих пар»? Мой ответ – Нет, на мой взгляд это не добавит объективности.

Павел: Идеально иметь отдельный судейский корпус, но в нашем мире данная идея выглядит весьма утопичной. Зачастую турниры Pro-Am оценивают авторитетные судьи, уроки с которыми хочет взять каждый и впитать их знания и опыт. Но, как показывает практика, не каждый танцор, взявший урок, может продемонстрировать то, что будет оценено, даже после урока, этим специалистом. Задача организатора и главного судьи сформировать максимально сбалансированную и непредвзятую судейскую панель.

Дмитрий: По-моему, система «Судьи без своих пар» - это бизнес идея, которая в свое время была привлекательной, но до тех пор, когда эти судьи без своих пар не стали работать в одном зале с судьями, чьи пары выступают на подобных турнирах. Идеальным и не сбыточным вариантом для чистоты результатов было бы иметь отдельный судейский корпус, освобождённый от преподавания. Если же быть более приземленным, то большей объективности можно добиться постоянной ротацией судей, в том числе из разных организаций, что формат Про-Ам на данный момент позволяет. Для примера: На всех турнирах Про-Ам, которые я организовываю, я стараюсь формировать бригады следующим образом:
1. Судья стандартист/латинист судит соответствующую программу.

2. В бригаде из 13 судей 4 судьи WDC + 4 судьи WDSF + 5 судей иностранцев, желательно максимально авторитетных.

3. Еще не опробованный пункт: ротация судей между турами по аналогии с английскими турнирами: в ¼ 7 судей одной бригады, в ½ 7 судей другой бригады, в финале 14+ зам главного судьи (всего 15).