Одна нота
может изменить симфонию

Когда терзают смутные сомнения. Пособие для начинашек. Автор - Анна Печенова

«Страх — твой лучший друг и твой злейший враг. Это как огонь. Ты контролируешь огонь — и ты можешь готовить на нем. Ты теряешь над ним контроль — и он спалит все вокруг и убьет тебя.» Майк Тайсон

Когда нам страшно мы говорим, что  "по телу бегают мурашки", "бросает то в жар, то в холод", "сердце бьется и готово выскочить из груди". Не правда ли вам знакомы эти ощущения, когда стоишь у кромки паркета и следующий номер захода, светящийся на экране на стене – ваш, а партнер сжимает ваши дрожащие тонкие пальцы в своей сильной теплой ладони, чтобы придать уверенности и ободрить? Тем не менее, эмоции, даже такие сильные и с отрицательным окрасом как страх, придают жизни свой особый острый вкус, перчинку.

Столь замысловатое завихрение человеческой психики как страх, одного парализует, а другого делает находчивым, а его действия - быстрыми и точными. Что такое страх? Это эмоция, вызванная переживанием, которая мешает нам действовать. Но страх еще и одна из самых сильных энергий. И если мы научимся ее использовать, получим в своё распоряжение мощнейший источник силы.

Обычно мы боимся того, что нас не поймут, плохо воспримут, обсудят и осудят, заметят ошибки - это страх публичной оценки. Страх побуждает нас больше тренироваться, анализировать, выделять свои слабые стороны и работать над ними, задавать вопросы.  В то же время страх быть отвергнутым, страх потерять уважение партнера в случае неудачного исполнения может заставить нас отказаться от задуманного, упростить вариацию или отложить участие в турнире.

Страх воздействует на чувство уверенности в себе, устойчивость к критике, способность к обучению. Мы можем  прийти в уныние, потерять веру в себя и прекратить заниматься или выходить на турниры еще до того, как полностью реализуем свои  возможности. Упадок сил, плохая концентрация или равнодушие могут стать последствиями наших страхов. Мы ведь не профессионалы, и у нас нет за плечами многолетнего опыта выступлений. Аm не виноват в том, что иногда зажат на паркете, он и правда сам плохо понимает, как это у него получается. Страх это наша своеобразная защитная реакция на возможную агрессию враждебного внешнего мира.

Какие же опасения Аm чаще всего испытывает?

Страх поражения. Слишком сильная зацикленность на результате и страх неудачи могут сыграть с нами злую шутку. Подход «расшибись в лепешку, но победи» провоцирует скованность и каменное выражение лица.

Страх неприятия. Искать одобрения и избегать неприятия других людей – это в естественной природе человека. Мы  входим в мир танцующих с ощущением, что они знают все, а мы – ничего. Для новичка конкурсный паркет – пугающая штука. А чтобы научиться, потребуется время, много времени…

Страх сравнения с другими. Конечно, бывает не слишком приятно, когда Pro ставит нам в пример других Amочек. Но с другой стороны, может и правда нам  есть чему у них поучиться?

Страх насмешек.  По началу, кажется, что все танцующие с повышенным градусом цинизма не преминут за глаза обсудить всю нашу корявость на паркете. Но абсолютно все, кто впервые начинает учиться танцевать, выглядят сначала немного смешными и неуклюжими. Так же как те, кто впервые начинает учиться любому другому новому для себя делу. Все большое начинается с малого, как говорят британцы. Кроме того, все заняты исключительно собой, вряд ли кого-то заботят наши переживания.

Страх события. Существует еще страх связанный с боязнью того или иного события, которое потенциально возможно, но совершенно не обязательно, что оно произойдет. Предполагаемая ситуация кажется катастрофой: например, нам могут мерещиться страшные картины того, как мы упали посреди выступления, ремешок на туфлях порвался, ресницы отклеились, прическа развалилась, платье слишком длинное и мы постоянно цепляемся за него каблуком, партнер исчез за 5 минут до выхода на паркет и т.д.

Страх ожидания. За наш танцевальный путь у нас могут накопиться негативные воспоминания о не самых высоких оценках судей, травмах, неодобрении партнера и т.д. А значит, может возникнуть страх перед тем, что пережитые неприятные ощущения повторятся снова.

Страх нового. Людям свойственно страшится перемен. А танцы привносят в нашу жизнь массу всего непривычного. Мы учимся заново открывать себя, преувеличивать выражение эмоций на паркете, играть и др. Если бы не танцы, мы бы, к примеру,  никогда не сделали такой яркий макияж, не использовали бы столько укладочных средств для прически, не надели бы таких вызывающе открытых платьев в своей обычной жизни.

Какие же существуют способы нейтрализовать наши сомнения?

Создадим настроение. Настрой, непринужденность и воодушевление:с самого начала перед турниром создадим правильное настроение. Не будем объяснять левому полушарию своего мозга, ответственному за логику, почему мы это делаем. :)

Визуализируем. Можно заранее ярко представить себе выступление в мельчайших деталях. Для усиления эффекта почувствуйте сладкий запах средства для автозагара, прикосновение гладкого  и струящегося холода атласа юбки к коже на бедрах. Услышьте звуки любимой мелодии, то, как музыка обволакивает, подобно воде, льющейся из кувшина, а ваше дыхание сливается с ней. Представьте процедуру награждения, приятную тяжесть медали у себя на шее и довольное лицо партнера, окунитесь в праздничную атмосферу в вашем воображении.

Продумаем образ. Еще раз обратим наше внимание на костюм, макияж, прическу. Если вы довольны тем, как вы выглядите, это увеличит вашу уверенность. И напротив неудобное платье или туфли добавят дискомфорт.

Улыбаемся. Первое впечатление создается в первые секунды, поэтому нужно начать сразу. Улыбнитесь! Себе красавице, уверенному в себе партнеру, своим радостным мыслям, зрителям. И чувство радости и эмоционального подъема придут к вам на самом деле. Даже если вдруг вы что-то упустили, просто улыбнитесь и танцуйте дальше.

Понизим важность страха. Есть такой прием: нужно представить, что страх – это всего лишь увеличительная линза, сквозь которую вы рассматриваете будущие события, а на самом деле препятствия незначительны или их вовсе не существует, и тогда вы сможете просто отбросить свой страх в сторону и больше не вспоминать о нем.

Повторяем. Вместо того чтобы избегать предмета своего страха – включать в вариации сложную фигуру, выходить соревноваться в новой для себя категории, попробовать необычный фасон платья или непривычную форму и высоту каблука,  действуйте открыто, сознательно делая то, чего вы опасаетесь. Сделав это два, три, десять раз, вы вздохнете с облегчением – оказалось, что все не так страшно.

Будем снисходительны к себе. Похвалите себя за каждую маленькую победу над собой. Не обязательно быть идеальной, чтобы от тебя захватывало дух.

Спрашиваем других. Взрослые люди не любят выглядеть некомпетентными, это естественно, и беспокойство новичка неизбежно. Поможет осознание того, что вы не одиноки. Есть смысл спросить Pro и «бывалых» Am, пусть они расскажут, что чувствовали в самом начале своей танцевальной карьеры. Они наверняка поделятся с вами смешными случаями на старте своей танцевальной жизни.

Осознаем мотивацию. Как говорилось в фильме «Чародеи», чтобы проходить сквозь стены нужно видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий. Для чего мы едем снова и снова на тренировку, чтобы пройти сквозь стену своих неумений? Кому-то необходимо вдохновение, артистизм, гибкость. Кому-то конкурсное волнение  придает сил выразить живое эмоциональное переживание танца. Кем-то движет страсть к творческому самовыражению или потребность разнообразить рутину рабочих будней. Все мы разные, но найдя ту самую свою «кнопку», которая работает только для нас, мы сможем преодолеть свои сомнения.

Безусловно, мы не коллекционируем свои страхи и не кокетничаем, изображая греческую богиню стыдливости или «человека  в футляре», и нам не нужна таблетка от застенчивости. Однако, не смотря на всю нашу внешнюю невозмутимость, где-то глубоко внутри нас порой прячется маленькая испуганная девочка. И мы мечтаем когда-нибудь танцевать с легкостью, и в то же время выразительно. Так, чтобы зрители вдруг испытали неловкость, как будто подсмотрели наши самые личные чувства.

Когда мы танцуем, границы нашего личного мира рушатся, наши эмоции открываются для десятков людей, и это делает нас уязвимыми. Возможно, нам и не сразу удается вдохнуть жизнь в свой танец. Но мы с известной долей самоиронии пытаемся соединить в идеальной пропорции собственную внутреннюю гармонию с нашим стремлением к совершенству. Если это правда, что в танцах остаются только десять из тысячи, тогда быть в этой десятке – уже огромное достижение для нас.

Волею судеб мы стали участниками совершенно особого сообщества отважных и стойких танцующих людей. Мы попали в мир тех, кто не сдался, кто поборол свои страхи. Ильзе Лиепа советует получать удовольствие от преодоления. Каждый раз, преодолевая свой страх, мы с ним прощаемся. Не позволяйте воронке сомнений и неуверенности затянуть вас. Выходите на паркет, не оглядываясь на чужое мнение, дарите положительные эмоции и наслаждайтесь тем, что вы стали еще чуточку счастливее.