Одна нота
может изменить симфонию

Поиск себя в танце. Автор - Татьяна Пронина

Автор: Татьяна Пронина – психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Танцует европейскую программу бальных танцев по системе Про-Ам в течение 5 лет, аргентинское танго  - 9 лет.

Итак, танцы…Волшебный, захватывающий, увлекательный мир, где пульсация самой жизни, возможно, ощущается наиболее ярко и насыщенно.  Несомненно, включаясь в танец, мы имеем возможность переживать широкий спектр ощущений, эмоций, чувств и образов, которые одновременно способны существовать в нас благодаря музыке, движению, телесным реакциям, а также  телесному и эмоциональному контактам  во взаимодействии с собой и партнером.

Танец (здесь я говорю о парных танцах) – это еще и прекрасный способ знакомиться с самим собой, ибо точно отражает  наши особенности, привычки, “ сильные и слабые” стороны, способы построения и поддержания отношений, способы предъявляться, конкурировать и взаимодействовать, преодолевать трудности, обходиться с ограничениями, находить способы двигаться и учиться новому.  А телесный контакт актуализирует  наши ощущения  и нюансы контактирования.   

 Не исключено, что мы ищем себя в танцах также как ищем себя в жизни.  По крайней мере, для меня это было и остается актуальным до сих пор. В моем опыте танцы и психологическая стезя  появились практически одновременно и продолжают наполнять мою жизнь  сегодня, помогая мне продвигаться в моем общем танце жизни.  Ниже я хочу предложить размышления о паре важных нюансов танцевальной жизни.

Во-первых, немного про тело.

Говорят, тело не обманешь…  И, начав заниматься танцами, можно достаточно быстро обнаружить, что внутри имеется достаточно  большая сила, которая не позволяет быть свободной, естественной, спонтанной. Тело быстро начинает сообщать  о страхах, тревогах, запретах, неприятных переживаниях из прошлого, которые  устойчиво живут внутри, через зажатость (иногда практически парализованность), трудности координации, невозможность сосредоточиться, слабость движения и взаимодействия.  Трудно чувствовать ведение и партнера.  Несомненно, стабильными тренировками многое преодолевается и осваивается, но на все нужно время, много времени. И много труда. Я хочу еще добавить, говоря о “ теле в танце”, про “тело танцующее”. Тело, способное выражать эмоциональную жизнь танца, транслировать и распространять энергию того, что происходит в танце в дуэте. На мой взгляд, иногда  это требует не меньше труда, чем работа над “физикой”, для тех, кто понимает, что не владеет таким даром изначально.

Одинаковых для всех алгоритмов или решений с гарантией, к сожалению, не существует.  Для меня поиск “себя танцующей” естественно и натурально  - поиск индивидуальный, поскольку каждый имеет свою историю жизни, а, следовательно,  и сложившуюся историю возникших ограничений и сложностей,  а также возможностей и ресурсов. Вопрос скорее, как себе помочь понять себя,  чтобы создавать свой танец  от “первого лица”  в согласии с собой и партнером. Все, что может вас продвинуть на вашем пути, может пригодиться. Например, занятия или тренинги актерского мастерства, обращение к контактной импровизации, обращение за психологической поддержкой к специалисту или психологические группы. А еще…позвольте себе рисковать! Пробовать выражать чувства, пробовать разные образы.  Возможно, ошибаться, прощать себе неловкость и несовершенство и снова искать и пробовать!

Во-вторых, немного про отношения в паре.

Многих девушек, начинающих танцевать, беспокоит вопрос, о том, как избежать формальности в отношениях с партнером, сохранить их живыми. Мне кажется,  важно понимать, что аспект «работодатель-работник» действительно присутствует, с него, собственно, начинается сотрудничество.  И про это не стоит забывать, ибо он в основе всех последующих встреч.

Но кроме этого факта, конечно, есть другие значимые  стороны взаимодействия, которые наполняют смыслом и содержанием наш выбор и наш договор. Например, это контексты  “преподаватель-ученик” , “партнер-партнерша” ,  “мужчина-женщина”.  Все они предполагают взаимодействие эмоциональное, личностное.  Танец  - явление живое, а не движение услуги.  Тогда отношения строятся, поддерживаются, в них что-то вкладывают и ими дорожат.  Поэтому, мне кажется, важны прояснения, пояснения, выражения потребностей, мнений, всего того, что позволит вести живой  диалог.  А также уважение к границам своим и партнера.  Это тоже своего рода танец, который мы учимся танцевать. Если это окажется возможным, то это здорово!

А  если пара все-таки обнаружила себя в жестких границах зоны “работодатель-работник” , тратит огромное количество энергии  на удержание этих границ, лишая себя возможности и удовольствия от эмоционально живого общения, то ищите причины, создавшие такую ситуацию.  Такие границы могут быть вызваны, например,  недоверием к партнеру, или вы обижены или серьезно  рассержены и удерживаете свои переживания, отстраняетесь и отказываетесь от контакта.  В этой ситуации крайне сложно танцевать. В лучшем случае, только пытаться совместно двигаться. Если это вас на самом деле не устраивает, то со временем раздражение, усталость и неудовлетворенность будут  только нарастать. Нужно ли это вам? Выбор за вами.

И, конечно, радости и удовольствия на паркете!